Павловская станция юных натуралистов

Меню сайта
образование
паспорт дорожной безопасности [0]
Статьи, доклады. [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 162
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Важное » Статьи, доклады.

Роль учебно-опытного участка в трудовом воспитании обучающихся.

Маслова Н.И.

Статья из брошюры "Проблемы трудового обучения и воспитания учащихся в условиях модернизации образования".

(Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Кострома, 2012г.)

 

В её основу положены вечные ценности, такие как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Трудовое воспитание играет огромную роль, для формирования личности, так как оно благотворно влияет, на все стороны и формы взаимоотношения с миром.

Школьники, особенно городские, очень мало общаются с живой природой. Научить их вести себя грамотно, познакомить с разнообразием растительного мира помогает организации работы на учебно-опытном участке.

Учебно-опытный участок МОУ ДОД «Павловская СЮН» создан в сентябре 1992 года. Его площадь – 0,18 га.(увеличена на 0,07га в 2010 году за счёт прирезки земли).

Он является базой  опытнической, исследовательской, учебно-практической работы обучающихся. Здесь закрепляются, расширяются и углубляются знания по биологии и экологии, полученные на уроках в школе, воспитанники на практике знакомятся с многообразием растений, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобретают умения и навыки их выращивания. У детей воспитывается ответственность за порученное дело, они приобщаются к коллективному труду, привыкают начатое дело доводить до конца.

Учебно-опытный участок способствует:

-формированию сельскохозяйственных умений и навыков у учащихся;

 -приобретению навыков культуры труда, работы с литературными источниками, ведения дневников наблюдений и журналов опытов, оформлению отчетных материалов;

 -воспитанию бережного отношения к природе.

Учебно – опытный участок имеет отделы: полевых, овощных, зеленных, лекарственных, плодово - ягодных культур (сад, ягодник, питомник), цветочно-декоративный, дендрологический (деревья, кустарники, полукустарники, лианы), коллекционный, «зелёный класс», площадку экологических опытов, защищённый грунт (теплица, парник, рассадник), минибиоценоз пресного водоема, зоолого-животноводческий отдел, метеорологическую площадку, музей Природы павловского Придонья. 

         На станции юннатов созданы все условия для формирования у учащихся научного фундамента знаний по экологии и охране природной среды, выработке трудовых навыков природоохранной работы, умений бережного отношения к природе, милосердия, доброты, заботливого отношения к окружающим.

Задача педагога дополнительного образования в том, что он должен заинтересовать обучающихся. Дети должны понимать результат труда; трудиться не только в школе, но и за ее пределами; их труд должен быть посильным, творческим, т. к. непосильный труд воспитывает лодырей, людей, которые халатно относятся к своему труду. Обратить внимание на то, что настоящее время  диктует необходимость внесения существенных корректив в подготовку учащихся к жизни и труду. Целый комплекс личностных качеств – деловых, волевых, нравственных необходим молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь, чтобы быть жизнестойким и конкурентоспособным.

Образовательная деятельность прослеживается на трех последовательных уровнях:

I – универсализация личности и начальное обучение творчеству;

II – профилизация, специализация и сотворчество детей и взрослых;

III – профессионализация и творчество.

            Для проведения работ по изучению природы Павловского Придонья  на базе станции работает 38 детских объединений, которые посещает 632 обучающихся.

На базе дошкольных образовательных учреждений работает 7 объединений, которые посещают 156 детей. Для младшего школьного возраста -9 объединений, в них обучающихся – 187 учащихся. Для среднего и старшего школьного звена -16 объединений, которые посещают 242 учащихся, из них -7 уч- ся лицея,10 – техникума, 15 – ППУ.  На станции юннатов работают отделы: зоологии и животноводства, ботаники и сельского хозяйства, экологии и охраны природы.

 

В течение каждого лета работают детские оздоровительные лагеря, эколого-экспедиционные группы, природоохранные отряды. В них заняты дети  1-11-х классов школ города, которые с удовольствием участвуют в экологических и природоохранных мероприятиях.

В период лета работает разновозрастное звено. Под руководством опытных педагогов, обучающимися ведётся большая работа по благоустройству территории. Они с большим желанием создают различные по форме и дизайну малые архитектурные формы, используя строительный отделочный камень, булыжник, песок. Обыми изюминками стали: дизайнерские уголки: «Капелька», «Солнечные часы», «Уголок русской природы», «Бабушкин палисадник», «Ветреная мельница», и другие…

      Ежегодно мы создаем рабочие места по специальности «Подсобный рабочий».В июне 2011 года был заключен договор  с Центром занятости населения г.Павловска о направлении несовершеннолетних на работу, благодаря которому подростки 14-18 лет, из числа обучающихся СЮН  продолжают работу в наших объединениях.

Участвуя  в благоустройстве территории учреждения, социальных объектов, обустройстве родников, берегов рек, работая на учебно – опытном участке СЮН они получают заработную плату.

   В ходе Всероссийского смотра учебно – опытных участков, учреждений дополнительного образования деятельность педагогического коллектива была направлена на улучшение качества дополнительного образования, повышение уровня агро – экологического образования, научно – исследовательской и опытнической работы в области сельскохозяйственного производства.

В результате проводимой работы, увеличился контингент обучающихся, в объединениях сельскохозяйственной направленности.  

     Станция юннатов стала работать по заказам образовательных учреждений района, родителей. Так в марте 2011 года начала свою работу районная заочная

сельскохозяйственная школа слушателями которой стали 28 учащихся школ района.

Расширился перечень образовательных услуг – это семинары – практикумы для заведующих УОУ школ района, оказание практической помощи детским дошкольным учреждениям в озеленении территорий, выращивание рассады цветов для социальных учреждений: дома – интерната для престарелых, госпиталя для ветеранов, дома ребёнка, детского санатория.

Внедряется актуальные технологические формы работы, ориентированные на одарённых и талантливых детей.

Активный участник эколого – биологических и трудовых мероприятий Яньшин Михаил стал обладателям Губернаторской стипендии.

      Привлечение к работе учащихся разного возраста позволяет нам совершенствовать содержание образовательной деятельности, принимать участие в областных и Всероссийских конкурсах и акциях. Так обучающиеся детских объединений «Твой дом» и «Юный опытник» приняли участие в сетевом конкурсе «Юные Тимирязевцы», проводимом агрошколой ГОУ ДОД «Федеральный детский эколого – биологический центр»

 

Победителями стали:

в номинации «Мой чемпион» Заика Артём,12 лет, д/о «Юный опытник»;

в номинации «Выбирай на вкус» - Шмакова Юлия, 10 лет д/о «Юный опытник»;

            в номинации «Сельское подворье» - Медведев Миша, 11 лет, д/о «Твой дом»

          На УОУ  с 1992 г. юннаты работают в тесном сотрудничестве с Воронежской опытной станцией по многолетним травам Всероссийского НИИ кормов им. В.Р.Вильямса. По заданию ученых они изучают технологию выращивания кормовых трав, проводят сортоиспытания по теме:

«Выращивание элитных семян многолетних трав». Руководит юными опытниками Иванов Иосиф Семенович – кандидат сельскохозяйственных наук. зам. директора по науке Воронежской опытной станции по многолетним травам.

Сортоиспытание различных многолетних трав является особенно актуальным  в связи с внедрением в хозяйства района эколого-ландшафтной системы землепользования.

Обучающиеся ведут опытническую работу по выращиванию таких кормовых культур, как: кострец, эспарцет, люцерна. Участвуют в видовых прополках злаковых на полях опытной станции. А так же по заданию опытного поля проводятся сортоиспытания трав на песчаных незаливных полях нашего учебно-опытного участка.

   Практической направленностью данных программ являются опыты и исследования учащихся. Они имеют разную тематику и методику работы. В основе исследовательской деятельности учащихся лежит изучение природы родного края, расширение и углубление биологических знаний, формирование навыков самостоятельной работы, природоохранной деятельности. Формы работы: теоретические, практические, лабораторные, работа с литературой, конкурсы, олимпиады, викторины. И конечно же работа в природных условиях (походы в лес, полевые практики, экспедиции, маршрутные наблюдения).

            В настоящее время станция является координационным центром эколого-натуралистического и трудового воспитания подростков, школьников и воспитанников детских дошкольных учреждений района.

    В 19 школах из 26 школ района работают ученические производственные бригады и звенья.

Ежегодно школьники района принимают участие в областном смотре-конкурсе ученических производственных бригад, занимаясь в заочной областной сельскохозяйственной школе, проводимой Воронежской областной СЮН и ОСХ овладевают навыками рачительных хозяев земли, становятся победителями областных конкурсов: «Лучший пахарь», «Лучший оператор машинного доения», что дает им право приоритетного поступления в сельскохозяйственные ВУЗы.

Работники станции юннатов понимают, что заочно ознакомить учащихся с видами с/х труда невозможно. Поэтому созрела необходимость возвратиться к созданию миниполей на учебно-опытном  участке станции с тем чтобы показать обучающимся полевой и овощной севообороты, культивируемые на полях района зерновые, бобовые, овощные культуры. Расширить их знания о ландшафтном дизайне, видах цветочно- декоративного озеленения.

Обучающиеся, школьники, воспитанники детских дошкольных учреждений очень любят бывать в зоологическом уголке, где они ухаживают за животными, ведут наблюдения, выясняют условия, необходимые для их жизни, проводят опытническую работу. Ответственные дежурные следят за чистотой помещения, в определенные часы кормят животных, ведут дневник, в котором записывают обо всем случившемся с обитателями уголка за день.

Опытническая работа учащихся зависит от образовательного уровня детей способствует более глубокому ознакомлению учащихся с биологическими особенностями животных, с их требованиями к условиям жизни, развивает у учащихся творческую инициативу, пытливость, наблюдательность, содействует развитию интереса к сельскому хозяйству. 

            СЮН поддерживает тесную связь со школами и учреждениями района, является учебно-методическим центром, инициирующим и координирующим юннатское движение, экологическое образование и воспитание молодежи, а также ведет большую информационно-просветительскую работу  среди населения.

            Методическая деятельность педагогического коллектива направлена на совершенствование форм и методов работы педагогов. На нашей базе создана методическая площадка по проблеме « Организационно – методическое сопровождение реализации областной концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области в учреждениях дополнительного образования».

          Опытом своей работы делимся среди коллег в районе и области. Осенью 2010 года у нас в гостях мы принимали делегацию из г.Благовещенска Амурской области, возглавлял которую Е.И. Комбаров.

Результаты работы приведены в следующей таблице:

Наименование мероприятий

 

Результативность

 

Участие во Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы трудового обучения и воспитания учащихся в условиях модернизации сельской школы”

г. Ставрополь 21 – 23 октября 2009 год

Выступление Н.И. Масловой, директора «Роль станции юных натуралистов в организации трудового воспитания и продуктивной занятости обучающихся».

 

 

Всероссийский заочный конкурс  методических материалов по эколого-биологическому образованию для УДОД

( номинация” Методическое обеспечение воспитательной работы”)июль  2010 года

2 место Диплом, Департамента воспитания и социализации детей.

Областная  научно-методическая конференция «Реализация компетентностного подхода  в дополнительном образовании детей эколого-биологической направленности.

г.Воронеж 22 марта 2011года.

Выступление М.П. Ляшко, зам директора по УВР «Возможности формирования информационных компетенций в ходе выполнения учебно исследовательской деятельности».

Областная  научно-практическая конференция

Образовательное пространство – ключевой вопрос дополнительного образования эколого – биологической направленности.

Воронежская область, г.Анна,  18 мая 2011 года. 

 

Выступление Ширяевой В.М. заведующей УОУ « Проектная деятельность учащихся – основа воспитания успешной личности обучающихся».

Областная  научно-практическая конференция

«Развитие трудовых объединений учащихся в условиях модернизации образования и сельского хозяйства». Воронежская область г. Россошь сентябрь 2011 года.

Выступление Н.И. Масловой, директора «Организация поддержка работы на учебно – опытном участке в области агроландшафтного дизайна».

Выступление на областном радио г. Воронеж,

30 августа 2011 год

Выступление М.П. Ляшко, зам директора по УВР « Трудовое лето – 2011»

 

Труд педагогов и обучающихся отмечен грамотами, дипломами: Управления образования и управления по экологии и природопользованию Воронежской области, Воронежского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», Воронежского областного отделения Российской экологической партии «Зелёные», Общероссийского общественного  детского экологического движения «Зелёная планета», Воронежского государственного природного биосферного заповедника.

Ежегодно СЮН принимает участие в городском смотре конкурсе «Сделаем наш город красивым» .

В 2010, 2011 г. станция юннатов заняло I место в номинации «Лучший двор

образовательного учреждения».

Участвуя в областном конкурсе «Жители области - за чистоту и благоустройство (Уютный дом)» мы получили:

2009 год -II место в номинации «Самая благоустроенная территория образовательного учреждения».

2010 год III место в номинации «Самая благоустроенная территория двора образовательного учреждения».

 В октябре 2011 года педагогический коллектив учреждения награжден грамотой муниципального отдела по образованию за  I место в эстетическом оформлении  и подготовку к новому учебному году

В 2011 году подготовлены  и сданы  материалы на областной  конкурс «Жители области -за чистоту и благоустройство

 (Уютный дом) в номинации «Самый активный участник благоустройства территории»

Имеющийся опыт убеждает, что, организуя для детей на учебно-опытном участке различные виды деятельности: интеллектуальную, трудовую, досуговую, мы создаем благоприятные условия для наиболее полного развития способностей наших воспитанников.

Категория: Статьи, доклады. | Добавил: СЮН (07.02.2017)
Просмотров: 1374 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz