Маслова Н.И.
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна.
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья.
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.
(Китайская мудрость)
Сегодня понятие «дополнительное образование» рассматривается как социально-педагогическое явление, отражающее новые социально-экономические реалии, и одновременно как средство профильного образования и социализации школьников, их социального и профессионального самоопределения.
В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостает целенаправленности и систематичности. В результате все чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.
Трудовое воспитание – это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.
На станции юннатов созданы все условия для формирования у учащихся научного фундамента знаний по экологии и охране природной среды, выработке трудовых навыков природоохранной работы, умений бережного отношения к природе, милосердия, доброты, заботливого отношения к окружающим.
Издавна лучшим лекарством против всех пороков считался труд.
Задача педагога дополнительного образования заинтересовать обучающихся. Они должны понимать результат труда; трудиться не только в школе, но и за ее пределами; труд их должен быть посильным, творческим, т. к. непосильный труд воспитывает лодырей, людей, которые халатно относятся к своему труду.
Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки.
Мы, работники дополнительного образования, понимаем, что создавая и воплощая замысел трудовых дел, дети под руководством взрослых применяют знания, умения, навыки, полученные в школе, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт.
В настоящее время станция является координационным центром эколого-натуралистического и трудового воспитания подростков, школьников и воспитанников детских дошкольных учреждений района.
Трудовое воспитание ведется через деятельность детских объединений, работу обучающихся на учебно-опытном участке станции, сотрудничества с учеными Воронежской станции по многолетним травам, Центром занятости населения, учебно-производственными бригадами и трудовыми объединениями сельских школ, фермерскими и личными подсобными хозяйствами.
Первые трудовые умения и навыки опыт, опытнической, исследовательской и практической работы обучающиеся получают на учебно-опытном участке станции.
Цели и задачи УОУ:
- Совершенствование знаний учащихся по естествознанию, биологии, экологии, трудовому обучению.
- Формирование практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями и животными.
- Формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории СЮН, с проектированием мер по благоустройству её территории.
- Развитие интереса к изучению растений и животных.
- Формирование у учащихся ответственного отношения к труду и окружающей среде, к деятельности по её улучшению и сохранению.
- Развитие интереса школьников к профессиям, связанных с выращиванием растений, уходом за растениями и животными.
Режим труда на учебно-опытническом участке устанавливается с учетом возрастных особенностей обучающихся. Учебно-опытнический участок используется как экспериментальная площадка. Ученики городских школ проходят здесь летнюю трудовую практику, где занимаются опытнической и научно-исследовательской работой, приобретают трудовые навыки.
Педагоги станции юннатов понимают, что заочно ознакомить учащихся с видами с/х труда невозможно. Поэтому созрела необходимость возвратиться к созданию миниполей на учебно-опытном участке станции с тем, чтобы показать обучающимся полевой и овощной севообороты, культивируемые на полях района зерновые, бобовые, овощные культуры, кормовые травы, расширить их знания о ландшафтном дизайне, видах цветочно- декоративного озеленения.
С 1992 года юннаты работают в тесном сотрудничестве с учеными станции. По их заданиям они изучают технологию выращивания кормовых трав, проводят сортоиспытания.
Работая под руководством Иванова Иосифа Семёновича – кандидата сельскохозяйственных наук, заместителя директора по науке Воронежской станции по многолетним травам. Обучающиеся участвуют в видовых прополках, ведут опытническую работу, по выращиванию сортовых трав на песчаных незаливных полях нашего участка, а в питомниках опытного поля проводят работы по выращиванию кормовых трав.
Результаты работы учащихся отражены в дневниках, докладах, рефератах, выступлениях на научно-практических конференциях.
Ученые и сотрудники станции оказывают помощь в программно-методическом обеспечении СЮН, проводят консультации, экскурсии по музею М.И.Ненарокова, работают в составе жюри районных мероприятий.
Одним из вариантов трудового воспитания является работа «Центра трудовой адаптации» для учащейся и не учащейся молодежи, который был создан в 1997 году по совместному проекту муниципального отдела по образованию администрации Павловского района Воронежской области и Центра занятости населения.
Цель создания - ориентация молодежи на рабочие специальности.
Задачи:
- овладение профессиональными трудовыми навыками;
- приобщение к труду несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет в период летних каникул и свободное от учёбы время в течение учебного года;
- воспитание добросовестного отношения к порученным обязанностям.
Предполагаемый результат:
- получение первичных трудовых навыков работы с сельскохозяйственным инвентарем.
- участие в социально значимых проектах:
- охрана и сохранение природных объектов;
- организация, обустройство мест массового отдыха населения;
- организация благоустройства и озеленения территорий, использования и охраны лесов, расположенных в городе.
Желающих поработать в центре много. Здесь можно встретить детей из обеспеченных и малообеспеченных семей, школьных отличников и «трудных» подростков, но здесь они все равны, все окружены заботой и вниманием со стороны педагогов станции юннатов.
Много хороших дел на счету молодежи. Это они работали в лесхозе и на полях Воронежской опытной станции по многолетним травам, сажали цветы и ухаживали за клумбами на улицах города, проводили санитарную чистку городского парка и Петровского сквера, выполняли работы по благоустройству пляжа и территории госпиталя для ветеранов и участников Великой Отечественной войны, выращивали овощи для школьных столовых.
В свободное от работы в центре трудовой адаптации время, ребята ходят в многодневные походы, принимают участие в экскурсиях, развлекательных мероприятиях.
Станция юных натуралистов ведет профориентационную работу по приобретению учащимися навыков сельскохозяйственных профессий в школах района, фермерских и личных хозяйствах.
Учащиеся школ района являются слушателями областной заочной сельскохозяйственной школы, проводимой Воронежской станцией юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, овладевают навыками рачительных хозяев земли, становятся победителями областных конкурсов «Лучший пахарь», «Лучший оператор машинного доения».
Высокий уровень теоретических знаний и практический опыт полученный в системе дополнительного образования, а так же непосредственное участие в практической и исследовательской работе является надежным залогом поступления в ВГАУ им. К.Д. Глинки, сельскохозяйственные колледжи и лицеи.
Приобретенный трудовой опыт и знания учащиеся применяют в обустройстве территории, уходе за животными зооуголка, проведении трудовых десантов, акций, районных массовых мероприятий, праздников.
В результате совместной работы педагогов, родителей, обучающихся был создан Музей природы павловского Придонья.
Ежегодно участвуя в выставке ученических производственных бригад наша станция занимает призовые места. В 2009 году станция заняла III место во Всероссийском заочном смотре-конкурсе ученических производственных бригад и учебно-опытных участков в номинации «Учебно-опытный участок учреждения дополнительного образования детей».
Эти успехи определяются не только природным трудолюбием, но и великим трудом педагогов и обучающихся. Ведь главное для всех нас найти себя, реализовать в деле, удовлетворить свои претензии к жизни, насытиться роскошью общения, содружества, творчества, созидательным трудом.
|