Павловская станция юных натуралистов

Меню сайта
образование
паспорт дорожной безопасности [0]
Статьи, доклады. [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 162
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Важное » Статьи, доклады.

Программа наставничества
Программа наставничества
Содержание программы
1. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы наставничества
Цель и задачи программы наставничества
Срок реализации программы
Применяемые формы наставничества и технологии
II.Содержание программы
Основные участники программы и их функции
Механизм управления программой наставничества
III. Оценка результатов программы и ее эффективности
Организация контроля и оценки
Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества
IV. План реализации мероприятий программы наставничества на учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы наставничества
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.
Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.
Данная программа очень актуальна для учреждения, так как у нас работают два вновь прибывших учителя, молодой специалист.
Цель и задачи программы наставничества
Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов, проживающих на территории РФ.
Задачи:
1)Адаптировать вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.
2)Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.
3)Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников.
4) Ослеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога.
5)Оценить результаты программы и ее эффективность.
Срок реализации программы
Данная программа наставничества рассчитана на 1 год. Её можно скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2022 г., срок окончания 1.09 2023 года.
Применяемые формы наставничества и технологии
Основной формой наставничества данной программы является «педагог-педагог». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Технологии, которые будут применяться в данной программе на 2022 – 2023 учебный год, подобраны исходя из практики работы опытных учителей - наставнико, с учётом нехватки времени наставников и в связи со сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе и стране.
Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, реверсивное наставничество, скоростное наставничество. Так, например, наставляемые встречаться будут с наставниками по ситуации, если у наставляемого возникнут свои личные проблемы или проблемы с детьми, родителями, возникнут трудности при решении педагогических ситуаций. Молодые специалисты сами помогут опытным педагогам в освоении современных технологий, терминов, техники и т.д.
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Основные участники программы и их функции
Наставляемые:
1). Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями.
2) Специалисты, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которым необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Наставник для молодого специалиста:
Лисицина В,В,

2.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Систематичность
Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала
Доброжелательность
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к молодому специалисту:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Организация контроля и оценки
Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.
Текущий контроль и итоговый контроль будет происходить по итогам составленного наставляемыми и наставником отчёта на заседании МО учителей, как один из рассматриваемых вопросов.

IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги - наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данной образовательной организации;
● качественный рост успеваемости и улучшение поведения учащихся
● сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

План работы
педагога-наставника, методиста Лисициной Валентины Васильевны,
с педагогом Разинкиной Ольгой Владимировной на 2022-2023 учебный год
Цель - создание организационно-методических условий для закрепления молодого специалиста и организация помощи по устранению пробелов в знаниях методики, помочь пройти процедуру аттестации.
• определить уровень его профессиональной подготовки на 3-й год сотрудничества;
• выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
• создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками
• развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого педагога.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время 6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:

• активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
• повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
• обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
• совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
• использование в работе современных педагогических технологий;
• умение проектировать воспитательную систему, работать с объединением на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
Содержание мероприятий Конт-роль
Методическая работа Воспитательная работа Работа с нормативной документацией
Сентябрь
1.Изучение рабочих программ, календарно-тематического планирования.
2. Оказание помощи в разработке поурочных планов.
3. Практикум " Цель урока и его конечный результат".
4.Взаимопосещение уроков с последующим анализом.
Разработка индивидуального плана работы педагога по самообразованию
Прохождение процедуры аттестации 1.Изучение плана
работы организации. Составление участия в годовой циклограмме мероприятий
2. Консультации по вопросу возрастных особенностей школьников.

1.Изучение нормативно – правовой базы школы (календарный учебный график, учебный план, план работы станции на 2022-2023 уч. год, документы строгой отчетности),
2. Практическое занятие «Ведение школьной документации» (классный журнал, журналы инструктажей,)» Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов.
Октябрь
Оказание помощи в работе над методической темой по самообразованию.
Совместная разработка планов-конспектов
Взаимопосещение занятий с последующим анализом. Занятие: «Методика проведения занятия
«Слагаемые успешности»
«Факторы, успешного преподавания» 1.Изучение документации .
2.Практическое занятие: «Выполнение единых требований к проведению занятий».
«Типы и формы занятий» Контроль качества составления поурочных планов.
Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.
Ноябрь
1.Занятие: «Современное занятие и его организация. Использование современных педагогических технологий».
2. Оказание помощи в подготовке и проведении занятий Практикум: «Совместная разработка внеклассного мероприятия» 1.Практикум: «Обучение прохождению аттестации »
2.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий.
Декабрь
1.Беседа: «Дифференцированный подход в организации учебной деятельности»
2.Практикум «Формы и методы работы на занятии».
1.Тренинг: «Учусь строить отношения. Анализ педагогических ситуаций». 1.Составление аналитических
справок.
2.Составление положения конкурса.
3. Составление тестов для проверки знаний учащихся. Проверка выполнения программы. Контроль ведения школьной документации.
Январь
Инновационные технологии в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время
Оказание помощи в подготовке и проведении занятий Анализ различных стилей педагогического общения Смообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. Контроль качества составления поурочных планов,

Февраль
1. Практикум: «Методы активизации познавательной деятельности учащихся». 2.Виды занятий и их структура. Выступление на МО 1.Индивидуальные беседы с родителями
Дискуссия «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неѐ» 1.Отчёт о работе по самообразованию Посещение уроков. Контроль ведения документации.
Март
1.Организация индивидуальной работы с учащимися
2.Совместная разработка планов-конспектов 2. Дискуссия: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё»; «Анализ различных стилей педагогического общения». 1.Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. Посещениезанятий.. Контроль ведения документации.
Контроль ведения портфолио
Апрель
1. Составление и разработка планов Занятие «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями». Составление итоговых тестов для проверки. Посещение уроков. Контроль ведения документации.
Май
1.Подведение итогов работы за год.
2. Выступление молодого специалиста на МО.
Организация проверки ЗУН у учащихся. Составление предварительного плана учебно-методической работы на следующий год. 1.Оказание помощи в отчете о работе. 1. Отчет о результатах наставнической работы. Оформление и заполнение отчетной документации Собеседование по итогам года (качество, выполнение программы)

Анкета наставляемого
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.
1.Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником______
2. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником?________________
3. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника?___________________
4. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником?_
5. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника?___
6. Ожидаемые после завершения проекта перемены в Вашей жизни?_______
7. Что Вы ожидаете от программы?____________________________________
__________________________________________________________________
8. Что для Вас является особенно ценным в программе?
__________________________________________
9. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]

Анкета оценки удовлетворенности программой наставничества
(для наставника)
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый
высокий.
1. Насколько было комфортно общение с наставляемым?
2. Насколько удалось реализовать свои лидерские качества в программе?
3. Насколько полезными/ интересными были групповые встречи?
4. Насколько полезными/ интересными были личные встречи
5. Насколько эффективно удалось спланировать работу?
6. Насколько удалось осуществить план индивидуального развития наставляемого?
7. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс?
8. Насколько Вы довольны вашей совместной работой?
9. Насколько понравилась работа наставником?
10.Насколько оправдались Ваши ожидания от участия в Программе наставничества?__________________________________________________
12. Что особенно ценно для Вас было в программе? ____________________________
13. Чего Вам не хватило в программе и/или что хотелось бы изменить?
______________________________________________________
14. Было ли достаточным и понятным обучение, организованное в рамках «Школы наставничества»? [да/нет]
15. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
16. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
17. Была ли для Вас полезна совместная работа с наставляемым? (узнали ли Вы что- то новое и/или интересное) [да/нет]
Категория: Статьи, доклады. | Добавил: pavlovsk-sun (24.04.2023)
Просмотров: 58 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz