Павловская станция юных натуралистов

Меню сайта
образование
паспорт дорожной безопасности [0]
Статьи, доклады. [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 162
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Важное » Статьи, доклады.

Методическое обеспечение образовательной и трудовой деятельности на учебно-опытном участке.

Ширяева М.В.                                                                             

Статья из журнала «Юннатский вестник на Амуре» №3, 2014г

 

    Трудовое воспитание играет огромную роль для формирования личности, так как оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношения с миром.

   Проблема опытнической, исследовательской работы, трудовой подготовки обучающихся  в настоящее время актуальна, так как  является наиболее продуктивным и действенным средством развития  при обучении их сельскохозяйст­венному производству.

   Опыт работы по обеспечению образовательной, трудовой деятельности на учебно-опытном участке станции включает многоплановые занятия, кото­рые составляют целостную картину научно-производственного про­цесса, имеющего начало и завершенный конец.

Коллектив находится в постоянной творческой деятельности, осваивает новые приемы, действия и в дальнейшем применяет их в работе.  В результате чего обучающиеся нашей станции учатся составлению схем севооборота, выращиванию сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур, сбору урожая, переработке фруктов и овощей, уходу за животными зооуголка.

Опытническая ра­бота обеспечивает обучающимся соответствующий эмоциональный на­строй: они находятся в состоянии напряженного ожидания резуль­татов своего труда, испытывают радость успеха при завершении ис­следования.

Данные методические рекомендации могут быть использованы при организации и проведении опытнической, исследовательской работы в детском саду,  школе, учреждении дополнительного образования.

     Сегодня понятие «дополнительное образование» рассматривается как социально-педагогическое явление, отражающее новые социально-экономические реалии, и одновременно как средство профильного образования и социализации школьников, их социального и профессионального самоопределения.

      Трудовое воспитание - это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.

     Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки.

     Задача педагога дополнительного образования в том, что он должен заинтересовать  обучающихся.   Они   должны   понимать  результат труда; трудиться не только в школе, но и за ее пределами; их труд должен быть посильным, творческим.

       В условиях интеграции науки и трудового воспитания на станции юннатов накоплен опыт трудовой подготовки воспитанников. Это помогает решить ряд задач, связанных с формированием научного мировоззрения, воспитания качеств личности современного человека мобильного, социально активного, способного пополнять запас знаний, развивать и повышать свое мастерство.

      Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду – труд ему приятен, если же у него этой привычки нет – то лень делает труд ненавистным.

        Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовое усилие. Все это создает благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность. Наша задача  предоставлять обучающимся разного возраста  возможность активно участвовать в труде разнообразного содержания, одновременно формируя умения осуществлять трудовые процессы.

 (5-6 лет)

Детский сад является первым звеном системы трудового воспитания. Наши педагоги знают, что в дошкольном детстве закладываются основы личности, позитивное отношение к природе, близким людям, родному краю, труду. В помещениях детского сада традиционно устраивают уголки природы, огороды на окне в зимнее время, зимние сады, цветники, фруктовые сады, мини-фермы. В детских дошкольных учреждениях реализуются нами образовательные программы: «Азбука природы», «А почему?», «Солнышко», «Мир чудес». Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении наши педагоги осуществляют широкую программу трудового обучения. С одной стороны они формирует знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) и их направленности (получение полезного продукта). С другой стороны, педагоги формируют необходимые для участия в труде умения. Эти знания и умения обеспечивают успешность самостоятельного труда детей.

Овладение трудовыми навыками позволяет дошкольнику достичь нужного результата.

 (7-8 лет)

Очень важно не погасить искру любознательности, интереса обучающихся ко всему окружающему, постоянно ставить перед ними усложняющиеся познавательные задачи. Так, для них необходимо задать программу наблюдений и работ и сделать так, чтобы они убедились на практике, что человек возделывает сельхозкультуры по определенным правилам и нарушать их не следует.

(8-9 лет)

Обучающимся предлагается провести качественно новые опыты: 1) влияние густоты посева на урожай корнеплодов и на время цветения декоративных растений;

2) влияние подкормок на урожай корнеплодов, на рост и развитие цветочно-декоративных растений. 

     В этих опытах заложены большие познавательные возможности: установление оптимального способа размещения корнеплодов, а, следовательно – площади питания, освещенности, способа расположения рядков, особенности подготовки почвы под эти культуры, а также строения корнеплодов, глубины их проникновения в почву. Наконец, сущность опыта: по каким признакам мы устанавливаем разницу между делянками, что должно быть очевидным для детей? Густота, расстояние, размер промежутков между растениями, а также мощность листьев, их количество и величина. Все это является хорошим материалом для раздумья, рассуждений, поиска правильного ответа.

(9-10 лет)

Проводим опыт «Влияние минеральных и органических удобрений на урожай корнеплодов». Этот опыт целесообразен, потому что при подкормке во время вегетации накапливаются дополнительные сведения об эффективности удобрений. Для цветочно-декоративных растений термин «подкормка» будет уместен, поскольку многолетники не высаживаются ежегодно. И однолетние цветочные растения можно подкормить во время вегетации. Уже на ранних стадиях обучения следует придерживаться принятой в агрономической практике терминологии:

(10-11 лет)

Продолжается знакомство обучающихся с новыми растениями, приемами их возделывания. Опытным путем они изучают влияние предпосевной обработки семян (прогревание, намачивание, обработка растворами микроудобрений и др.) тыквенных культур на урожай. Целесообразность изучения этих предметов объясняется тем, что прогревание и намачивание семян родители школьников проводят обычно перед посевом на приусадебном участке. Причем получаются вполне предсказуемые результаты. Что касается замачивания семян в растворах микроэлементов, то это всегда открытие. И объясняется это тем, что эффект стимулирования роста и  развития обусловлен многими почвенными факторами: микробиологической активностью, подвижностью и доступностью элементов питания, реакцией почвенного раствора, водным и тепловым режимом. Микроэлементы стимулируют биохимический обмен в растениях, но прибавки в урожае бывают обычно невысокими, поэтому требуется проведение очень тщательного и точного учета для получения надежных результатов. Также продолжается изучение зависимости величины урожая от видов и доз удобрений, внесенных разными способами: в лунки перед посадкой лука, огурцов, тыкв, кабачков и др. Для обучающихся поучительно внесение удобрений в виде подкормки, но для лучшей наглядности надо готовить растворы минеральных удобрений или же вносить их в междурядья под полив. Иначе они останутся на поверхности, и при отсутствии дождей их влияние на урожай учащиеся не заметят

(11-12 лет)

В период с февраля по май проводим посев в ящики овощных культур (перца» баклажан, патиссонов, огурцов, томаты и др.) и цветочно-декоративные однолетники (в марте - табак, петуния, львиный зев, сальвия, вербена, лобелия; в ап­реле - циния, астры, георгины, бархатцы, алиссум); двулетники (виола, маргаритки) высеваются в марте или середине июня. Не­посредственно в грунт высеваются: календула, настурция (в не­сколько сроков), лен синий, эшшольция, дельфиниум, космея.  Проводим пикировку рассады овощных и цветочно-декора­тивных  растений до 15 мая.      Высаживаем в грунт или под пленочные укрытия рассаду перечисленных растений. Проращиваем  и расчеренковываем георгины. Работы проводятся звеньями по графику.  Звено состоит из 4-х человек.

Методические рекомендации к ведению занятия

Занятие начинается вступительной беседой и проведением инструктажа по уборке урожая. В ходе беседы педагог демонстрирует таблицы и натуральные объекты и предлагает обучающимся показать овощи готовые к уборке, назвать в порядке закрепления признаки.

Затем показывает насколько экземпляров тыкв, кабачков, лука и спрашивает, правильно ли они сняты? Ответы кор­ректируются, и еще раз педагог указывает на вред преждевременной и запоздалой уборки, а также на вред неправильной уборки урожая.

Затем проверяет знания обучающихся о правилах уборки урожая с опытных и контрольных делянок и рассказывает о правилах отбора и хранения семенников. После рассказа заслушивает со­общения обучающихся о том, с каких делянок и какой урожай был соб­ран в летний период? Эти данные записываются на доске из "Поле­вого журнала", а обучающиеся переносят их в дневники в графу "По­лучен урожай" (делают заметки карандашом).

Обучающиеся уже убирали урожаи. Далее уборке придается более осмысленный характер. Они повз­рослели на год, сами были участниками постановки опытов и ухода за посевами и получили значительно больше знаний по агротехнике выращивания.

Необходимо полученные знания привести  в систему, поставив перед началом работы ряд вопросов:

1.Прежде чем приступить к уборке, нужно уточнить площадь опытных и контрольных делянок, а также повторностей. Для чего это делают?

2.Почему нужно исключать из общей площади защитной полос­ки, выключки?

3.Почему урожай с опытных и контрольных делянок убирает­ся в один срок?

4.Как учитывается среднее количество растений с делянки?

5.Как подсчитать урожай по опыту?

6.Когда опыт считается завершенным?

7.Какие цифры вы прибавляете к полученным по делянкам?

Инструкционная карта № I.

По теме: Правила уборки и учета урожая с опытных и контрольных делянок. (Уборка и учет урожая лука).

            1.Признаки биологической готовности подопытных культур к уборке, сроки уборки и правила уборки, правила уборки при постановке опыта.

2.Требуемый инвентарь для уборки.

Уметь:  I. Определить готовность культур к уборке.

             2.Правильно пользоваться инвентарем при уборке урожая.

Контрольные вопросы

1.Какие опыты по выращиванию лука были заложены вами на учебно-опытном участке, какова их цель?

2.В какие сроки проводилась уборка лука и по каким приз­накам?

3.Что является причиной загнивания лука в зимних услови­ях и как ее устранить при уборке?

4.Какие результаты вы получили по опыту, соответствуют ли они цели опыта?

ЗАНЯТИЕ    3.

Правила отбора и хранения семенников

(Практическая работа)

Цель занятия: Научить правилам отбора семенников двухлетних овощных и цветочно-декоративных культур и закладки их на хране­ние.

Оборудование: Лопаты, вилы, секаторы садовые, ведра пласт-
массовые, ящики для выставочных экспонатов, весы тарелочные,
шпагат.

Ход работ.

1.Проверка знаний обучающихся и готовности к работе.

2.Инструктаж педагога (беседа).

3.Практическая работа по уборке урожая семенников и отбо­ру лучших экземпляров на выставку.

4.Итоговая беседа.

Методические рекомендации по ведению занятия.

Уборку урожая обучающиеся проводили ранее, получив определенный объем теоретических сведений убирали культуры, ими же выращенные, и поэтому имеют о них определенные представления. Педагогу целесообразно обобщить имеющиеся  знания, ввести новые понятия о правилах уборки возделыва­емых культур.

Педагог совместно со звеньевыми проверяет готовность обучаю­щихся к работе и раздает инструкционные карточки. Причем, в каждой карточке записывается культура, закрепленная за звеном (свекла, капуста, морковь и т.д.). Приведем пример такой кар­точки.

Инструкционная карточка

Задание к теме:  «Отбор и хранение семенников (свеклы, моркови)».

 

Урожай и качество семян зависит от качества материала. Для семенных целей не рекомендуется брать переросшие, мелкие и недоразвитые корнеплоды. Переросшие плохо хранятся, у недоразвитых и мелких слабо выражены сортовые признаки.

Задание I.

1.Разложить отдельно урожай корнеплодов, собранный с опы­тных и контрольных делянок, очистить от почвы, обрезать.

2.Взвесить полученный урожай на опытной и контрольной делянке и сделать пересчет на гектар: записать в дневник.

3.Рассортировать полученный урожай по фракциям: крупные, средние, мелкие, здоровые, больные.

4.Отобрать для семеннников экземпляры среднего размера, отложить их отдельно и написать сорт.

5.Отобрать экземпляры для выставки.

6.Отобрать экземпляры для хранения как посадочный мате­риал.

7.Отобрать поврежденные и больные для скармливания живот­ным.

Задание 2.

Перед началом занятия педагог проводит фронтальную проверку знаний по вопросам предыдущего занятия. Подытожив имеющиеся у обучающихся сведения, он ставит новые познавательные задачи, разрешаемые методом беседы.

1.Какое значение имеет соблюдение сроков уборки урожая?

2.Какой вред сельскому хозяйству наносят преждевременная и запоздалая уборка?

3.Как определить готовность сельскохозяйственной культу­ры к уборке? (Педагог называет культуру, возделываемую на учеб­но-опытном участке).

4.Что такое семенники?

5.Какие правила существуют для уборки семенников?

6.Назовите последовательность приборке семенников.

После ответов обучающихся педагог  вносит дополнения, обраща­ет их внимание на фенологические записи в дневниках о готовности культур к уборке. После этого обучающиеся отделяют се­менники от почвы и выполняют все операции, предусмотренные инс­трукционными карточками-заданиями. Здесь же отбираются экземп­ляры, предназначенные для демонстрации на выставке. (При отборе соблюдается правило для экспонатов выставки).

    Всесторонние наблюдения, мониторинг и профориентационные беседы служат основанием для организации дифференцированной работы с обучающимися по развитию их профессиональной направленности.

     Формируя профессиональные интересы, педагог обращает внимание прежде всего на такие профессии, которые им доступны, в которых в настоящее время нуждается сельское хозяйство: механизатор, животновод, хлебороб.

      Изучаются профессиональные интересы обучающихся с помощью комплекса методов, взаимно дополняющих друг друга: беседа, наблюдение, анкетирование.

       Кроме них, можно использовать также и карты интересов. Они являются вспомогательным методом изучения склонности школьников.

      Карта помогает сравнить интенсивность интереса к разным областям знаний и тем самым уточнить основную направленность обучающихся. Она включает два листа: с вопросами и ответами. Ответы на вопросы могут быть даны в следующих трёх вариантах: очень нравится (+ +), просто нравится (+), не нравится (-). Ответы вносятся в клеточки листа ответов. Каждому ответу соответствует номер клеточки, в котором ставится соответствующий знак

 

 

Анкета изучения интересов  обучающихся № 1

по профессиональной направленности

    Обучающиеся  делятся на группы. Каждая из них получает свои задания, дополнительные вопросы и задачи, связанные с развитием их интереса. Для определения возможных групп ученикам 6-7 классов предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

  1. Какие оценки ты имеешь по биологии и технологии?
  2. Какие учебные предметы нравятся больше?
  3. Всегда ли знаешь ответы на вопросы, которые задаёт учитель на уроках биологии и технологии?
  4. Занимаешься ли в объединении СЮН, какие опыты проводишь, какие сделал доклады, рефераты, сообщения?
  5. Нравятся ли тебе эти занятия и почему?
  6. Интересно ли ухаживать за растениями и животными? Какими?
  7. Какие растения и животные тебе больше нравятся?
  8. Интересно ли наблюдать за растениями и животными?
  9. Нравится ли тебе работать на учебно-опытном участке? Почему?
  10. Какую профессию ты хотел бы брать? Почему?
  11. Какие сельскохозяйственные профессии ты знаешь?
  12. Личное подсобное хозяйство - что это?
  13. Фермерское хозяйство – что это?
  14. Где можно получить сельскохозяйственную профессию?
  15. Достаточно ли жителю села иметь одну специальность?

В зависимости от ответов обучающиеся распределяются на три группы:

1-я группа – с явно выраженными интересами, хорошими и отличными оценками по биологии и технологии;

2-я группа – с менее определившимися интересами к этим предметам. Оценки «3» и «4»;

3-я группа включает обучающихся, которые не проявляют интереса к данным предметам. Оценки «3».

 

В специальной тетради по указанной ниже форме педагог дополнительного образования  записывает результаты работы с группами.

 

Фамилия, имя, отчество

Группа интересов

Оценка по биологии и технологии

Содержание индивидуальных заданий

Заключение учителя

 

№ 2 (8 класс)

Нравятся ли?

  1. Уроки биологии, химии.
  2. Уроки математики, физики.
  3. Уроки технологии.
  4. Уроки литературы
  5. Уроки истории.
  6. Наблюдать за животными и растениями.
  7. Собирать гербарный материал, коллекционировать растения.
  8. Изучать жизнь растений и животных.
  9. Ухаживать за животными и растениями.
  10. Заниматься в объединении СЮН.
  11. Профессия тракториста.
  12. Профессия комбайнёра.
  13. Профессия животновода
  14. Профессия  фермера.

 

Лист ответа обучающегося 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

+

+ +

+

+ +

+

+

+

-

+

+

+ +

+ +

+ +

-

-

 

№ 3 (9 класс)

Нравится ли?

  1. Читать об открытиях по биологии и химии.
  2. Изучать жизнь растений и животных
  3. Ставить опыты на учебно-опытном участке школы, СЮН.
  4. Руководить
  5. Совершать экскурсии в природу.
  6. Вести наблюдения за природой.
  7. Принимать участие в сельскохозяйственном труде.
  8. Помогать родителям в работе по уходу за домашними животным или уборке урожая на огороде, даче.
  9. Ходить в походы по родному краю.
  10. Работать в ученической производственной бригаде.
  11. Профессия механизатора.
  12. Работать звеньевым, бригадиром.
  13. Проводить исследовательскую, опытническую работу по растениеводству.

 

     Работа на СЮН продолжается весь год.    Организационная работа на учебно-опытном участке начинается рано весной. В это время разрабатывается перспективный план работы на текущий год. В марте - апреле формируются звенья, определяется тематика будущих опытов, выбираются звеньевые, изучается литература, составляется агротехнический план работ на предстоящий сезон, начинается работа по оформлению дневников. Во время летней практики проводится не только уход за растениями и наблюдения, но и мини-уроки, практические работы, где ребята повторяют и закрепляют знания ботаники по морфологии и систематике растений.

      Учебно-опытный участок СЮН – это база опытнической, исследовательской, учебно-практической работы обучающихся. Здесь закрепляются, расширяются и углубляются знания по биологии и экологии, полученные на уроках в школе, воспитанники на практике знакомятся с многообразием растений, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобретают умения и навыки их выращивания. У детей воспитывается ответственность за порученное дело, они приобщаются к коллективному труду, привыкают начатое дело доводить до конца.

          Учебно-опытный участок – это естественная живая эколого-биологическая лаборатория, где проводится опытническая и природоохранная работа во всех формах учебно-воспитательного процесса. Он имеет отделы: полевых, овощных, зеленных, лекарственных, плодово-ягодных культур и цветочно-декоративный, дендрологический, коллекционный, «Зеленый класс», площадка экологических опытов, зоолого-животноводческий, минибиоценоз пресного водоёма.

 

При работе на пришкольном учебно-опытном участке мы ставим перед собой учебно-воспитательные задачи:

 

  1. Организовать работу на учеб­но-опытном участке так, чтобы в про­цессе этой работы учащиеся закрепи­ли знания, приобретенные на уроках биологии, овладевали элементарными трудовыми навыками по выращиванию растений, развивали наблюдатель­ность, добросовестное отношение к оценке фактов , умели самостоятельно проводить несложные исследования, творчески решать трудные вопросы.
  2. Работу на участке проводить в тесной связи с изучением наук и прак­тической деятельностью.
  3. Опытническую работу проводить на основе выявления наиболее эффективных приемов отделения доз, сроков, способов внесения различных удобрений.
  1. Проводить опыты по сортоиспользованию различных культур по заданию ученической бригады.
  2. Проводить агротехнические опыты, которые не нарушают плодо­родия почвы.
  3. Работу проводить в направле­нии воспитания сознательного понимания школьниками роли труда как дела чести каждого человека.
  4. Проводить работу по подготов­ке учащихся к труду на полях родного хозяйства.

        Имеющийся опыт убеждает, что организуя для детей на учебно-опытном участке различные виды деятельности: интеллектуальную, трудовую, досуговую, мы создаём благоприятные условия для наиболее полного развития способностей наших воспитанников.

Для эффективности опытнической работы для обучающихся разработана «Памятка юного опытника».

ПАМЯТКА ЮНОГО ОПЫТНИКА

  1. Опыт — это поиск новых путей и методов использования биологи­ческого потенциала ресурсов растительного и животного мира.

 

    2.  В каждом опыте обязательно должен быть один или несколько кон­трольных вариантов, с которыми сравнивают и оценивают результаты изучаемых вариантов.

 

   3. Составляя схему опыта, соблюдай принцип единственного различия: единство всех условий, кроме одного — изучаемого.

 

  4.Почвенные и погодно-климатические условия опытного участка должны соответствовать тем условиям, в которых предполагается исполь­зовать результаты опыта.

 

 5.Помни: растительные и животные организмы и окружающая их сре­да составляют единое целое — агробиоценоз.

 

   6.Хорошо изучи биологические особенности и зональные технологии возделывания исследуемых культур.

 

   7.Регулярно проводи наблюдения за ростом и развитием растений изучаемых культур и постоянно делай записи в дневнике — это поможет сделать правильные выводы.

 

8.     Постоянно записывай и учитывай почвенные и погодно-
климатические условия зоны проведения опытнической работы.

 

  1. Своевременно и качественно выполняй все работы по уходу за рас-
    тениями — от этого зависит успех твоей работы.

 

  1. Проводи опытническую работу на высоком агротехническом уров­не.

Знай, что отрицательный результат в опыте — тоже результат

      Опытническая работа является основным видом труда на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует фор­мированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации учащихся.

ТЕМАТИКА

исследовательских,  учебно-практических работ школьников в рамках областной природоохранной акции «Сохраним и восстановим воронежские черноземы» (Экологические исследования и наблюдения проводятся на основе регионального материала, т.е. Павловского Придонья).

 

  1. Почвы – ведущий компонент агроэкосистемы.
  2. Совершенствование структуры посевных площадей.
  3. Биологические требования полевых культур к экологическим факторам произрастания в агроландшафтах.
  4. Размещение лесных полос на пахотных землях.
  5. Кустарниковые кулисы на полях.
  6. Прибалочные и приовражные полосы.
  7. Совершенствование размещения лесных полос на элементах гидрографической сети.
  8. Овраго-балочные насаждения.
  9. Защитные насаждения по берегам и в долинах рек.
  10.  Припрудовые лесные полосы.
  11.  Использование овражно-балочных земель.
  12.  Регулирование водного режима в агроландшафтах.
  13.  Природные возможности проектирования и создания водоемов в агроландшафтах.
  14.  Гидротехнические сооружения против оврагов.
  15.  Роль животного мира в саморегуляции агроэкосистем.
  16.  Создание условий для обитания диких животных.
  17.  Резерваты птиц и их роль в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур в агроландшафтах.
  18.  Исследование физических свойств почвы.
  19.  Изменения почвенного покрова и свойств почв в связи с эрозионными процессами на склонах.
  20.  Мониторинг природных фитоценозов.
  21.  Эколого-биологическое и техническое состояние учебно-производственного уголка УПБ.

              22.    Анализ и оценка почвенных, климатических и погодных условий                участка, их влияние на физическое состояние и уровень плодородия почвы, эколого-биологическое состояние участка.

              23. Определение перспективных направлений общего и отраслевого развития участка.

               24.     Определение основных мероприятий по переводу учебно-производственного процесса УПБ на новые условия земледелия на принципах биологизации и экологизации.  

                25.       Определение вариантов наиболее целесообразной и эффективной реконструкции лесных полос, замены пород или посадки новых.

                26.         Разработка системы мелиоративных, агротехнических и технологических мер по защите почвы от эрозии.

 

Практическая работа в разделе «Цветоводство».

 

Младшие обучающиеся (виды работы):

  1. Выращивание рассады.
  2. Высадка рассады в грунт.
  3. Уход за растениями: удаление сорняков, рыхление, полив, сбор семян.

 

Рекомендуются: а) с крупными семенами: настурция, календула, душистый горошек, фасоль огнецветная, ночная красавица, петунья…

б) с посевом семян в грунт рассадника: цинния, виола (анютины глазки), тагетис, львиный зев, сальвия, бархатцы.

 

Обучающиеся среднего возраста:

  1. Учить правильному формированию клумб: по цвету, высоте, времени цветения, разбрасыванию семян.
  2. Прививать навыки полива, мульчирования, послеполивному рыхлению, сбору семян, удалению отцветших растений.

 

Старшие обучающиеся:

  1. Уборка цветников и закладка навозной кучи.
  2. Сбор и хранение семян.
  3. Создание на столе в осенне-зимний период уголков лета.
  4. Обработка почвы под зиму.

 

   Уход за животными в уголке природы осуществляется также под контролем педагога и при непосредственном его участии. При таких условиях дети быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками и могут ухаживать за животными самостоятельно. Уходу за животными обучаем детей,  используя показ и объяснение

Опытническая работа в зооуголке

Приложение.

      При кормлении рыб дети соблюдают следующие правила: кормить рыбок каждый день в одно и то же время (утром); кормить рыбок сухим и живым кормом; насыпать корм по мерке (сухого корма игрушечную ложечку, 2-3 мотыля на рыбку); корм насыпать только в кормушку, чтобы не загрязнять воду.

      Поручения связываем с интересным наблюдением («Покорми рыбок и посмотри, какой корм  лучше едят»). Для воспитания умения ухаживать за рыбками привлекаем ребят к уходу за аквариумом.

     Обучающиеся наблюдают передвижение рыб в воде, пробуют опытным путем решить, какое значение для рыб имеют отдельные плавники. Для этого кольцом из резины надо прижать к телу рыбы по очереди парные и непарные плавники и посмотреть, как она будет вести себя.

      Известно, что, при прудовом содержании карпов их удается очень быстро собирать в одно место по звонку. Для того чтобы добиться этого, рыб ежедневно подкармливают в одном и том же месте по сигналу при­мерно в течение месяца, таким образом они довольно быстро приучают­ся подплывать за кормом.

       В живом уголке также можно приучить рыб подплывать по сигналу в определенное место аквариума. Для этого обычное кормление рыб дафниями, циклопами, червями, мотылем или кусочками мяса надо производить в строго определенное время, предва­рительно позвонив в колокольчик, постучав по стеклу аквариума или просто зажигая электрическую лампочку. Следует обратить внимание, с какой быстротой различные рыбы реагируют на сигнал,  и на какой сигнал быстрее.

        Можно приучить рыб подплывать к корму и брать его с пинцета, это облегчит уход за аквариумом, так как предохранит воду от остатков пищи, падающих на дно. Особенно быстро приучаются брать корм по сигналу такие рыбы, как карась и зеркальный карп.

Эти опыты ярко иллюстрируют выработку условного рефлекса.

         Интересные опыты проделывали юннаты над неболь­шой щукой. К ней в аквариум пускали мальков. Щука, конечно, хватала добычу и заглатывала мальков немедленно при появлении их в аква­риуме. Тогда между щукой и мальком устанавливали стеклянную пере­городку. Щука бросалась на малька и каждый раз при этом ударялась о стекло. Приблизительно через 50—100 таких попыток щука прекраща­ла нападения.

         Таким образом, проявление врожденного сложного пище­вого рефлекса (инстинкта) у нее было приостановлено, или, как говорят, заторможено. Этот новый рефлекс может быть настолько силен, что если даже удалить стеклянную перегородку, щука и тогда на малька не нападет, хотя он плавает рядом с ней. При этом чем более длительный срок была отгорожена рыба, тем дольше она не переплывает порога, на котором раньше находилось стекло. Интересно наблюдать при этом не только за поведением щуки, но и за поведением малька: малек, вна­чале стремительно бросающийся подальше от щуки, начинает медленно плавать даже в непосредственной близости от зубастой пасти хищ­ника.

      Ухаживая за птицами – обитателями уголка природы – дети узнают, каким кормом и в каком  количестве надо их кормить (два раза в день разными семенами, морковью, зеленым овсом, поить свежей водой комнатной температуры, менять ее ежедневно, выпускать птиц полетать).

        Наибольший воспитательный эффект дает длительный уход за одними и теми же объектами: за птицами (от появления их из яйца до выведения следующего потомства), морскими свинками (до получения потомства) и т.п. В процессе длительного ухода за животными дети видят наглядный результат своего труда, уясняют целесообразность ухода, получают первоначальные сведения о росте и развитии живых существ. Все это воспитывает у детей заботливое и внимательное отношение, поддерживает их интерес к объектам труда. Уход за животными в уголке природы особенно полезен тем, что он способствует воспитанию ответственности (рыбка гибнет, если ее не покормить).

      В летнее время на СЮН работает разновозрастное звено по благоустройству территории.

Ежегодно мы создаем рабочие места по специальности «Подсобный рабочий».Нами был заключен договор с Центром занятости населения г.Павловска о направлении несовершеннолетних на работу, благодаря которому подростки 14-18 лет, из числа обучающихся СЮН продолжают работу в наших объединениях.

        Участвуя в благоустройстве территории учреждения, социальных объектов, обустройстве родников, берегов рек, работая на учебно-опытном_участке СЮН они под руководством опытных педагов создают различные по форме и дизайну малые архитектурные формы, используя строительный отделочный камень, булыжник, песок. Обыми изюминками стали: дизайнерские уголки: «Капелька», «Солнечные часы», «Уголок русской природы», «Бабушкин палисадник», «Ветреная мельница», и другие...

В 2011 году на станции юннатов было выращено более 1700 цветочных растений. Из них реализовано: цветочной рассады - 520 шт.,

Подарено: детские сады - 70 шт., Дом ребенка -120 шт, Казанский храм-85 шт, Госпиталь для ветеранов-130 шт, Дом интернат для престарелых -115 шт. Высажено на набережной Дона - 190 шт.

     Привлечение к работе учащихся разного возраста позволяет нам совершенствовать содержание образовательной деятельности, принимать участие в областных и Всероссийских конкурсах и акциях. Так обучающиеся детских объединений «Твой дом» и «Юный опытник» приняли участие в сетевом конкурсе «Юные Тимирязевцы», проводимом агрошколой ГОУ ДОД «Федеральный детский эколого - биологический центр» Победителями стали: в номинации «Мой чемпион» Заика Артём 12 лет, д/о «Юный опытник»; в номинации «Выбирай на вкус» - Шмакова Юлия, 10 лет д/о «Юный опытник»; в номинации «Сельское подворье» - Медведев Миша, 11 лет, д/о «Твой дом».

          На УОУ с 1992 г. юннаты работают в тесном сотрудничестве с Воронежской опытной станцией по многолетним травам Всероссийского НИИ кормов им. В.Р.Вильямса. По заданию ученых они изучают технологию выращивания кормовых трав, проводят сортоиспытания по теме: «Выращивание элитных семян многолетних трав». Руководит юными опытниками Иванов Иосиф Семенович - кандидат сельскохозяйственных наук. зам. директора по науке Воронежской опытной станции по многолетним травам.

Обучающиеся ведут опытническую работу по выращиванию таких кормовых культур, как: кострец, эспарцет, люцерна. Участвуют в видовых прополках злаковых на полях опытной станции. А так же по заданию опытного поля проводятся сортоиспытания трав на песчаных незаливных полях нашего учебно-опытного участка.

         В основе исследовательской деятельности учащихся лежит изучение природы родного края, расширение и углубление биологических знаний,- формирование навыков самостоятельной работы, природоохранной деятельности. Формы работы: теоретические, практические, лабораторные, работа с литературой, конкурсы, олимпиады, викторины.

      Деятельность  педагогического коллектива была направлена на улучшение качества дополнительного образования, повышение уровня агро-экологического образования, научно - исследовательской и опытнической работы в области сельскохозяйственного производства. В результате проводимой работы, увеличился контингент обучающихся в объединениях сельскохозяйственной направленности.

    Станция юннатов стала работать по заказам образовательных учреждений района, родителей. Так в марте 2011 года начала свою работу районная заочная сельскохозяйственная школа, слушателями которой стали 28 учащихся школ района.

           Ежегодно принимаем участие в работе областной сельскохозяйственной школы, где обучающиеся расширяют знания, овладевают умениями и приобретают навыки выращивания сельскохозяйственных культур и ухода за животными. Систематически наши учащиеся являются победителями конкурса «Юные исследователи природы – родному краю», который проводится в агроуниверситете  г.Воронежа.

  Так, победителями стали:

  • номинация «Юный животновод» - Кретинин Игорь
  • номинация «Юный овощевод» - Шабаева Надежда
  • номинация «Оператор машинного доения» - Тищенко Нина
  • номинация «Лучший пахарь» - Жабин Игорь и Русаков Александр
  • номинация «Фермерское хозяйство» - Размочаева Алена
  • номинация «Бригадир учебно-производственной бригады» - Дубовая Евгения

 

      Расширился перечень образовательных услуг - это семинары - практикумы для заведующих УОУ школ района, оказание практической помощи детским дошкольным учреждениям в озеленении территорий, выращивание рассады цветов для социальных учреждений: дома - интерната для престарелых, госпиталя для ветеранов, дома ребёнка, детского санатория, церкви.

       Будущее России теснейшим обра­зом связано с укреплением и разви­тием лучших традиций прошлого. 

      На первый план выходят люди труда. Не за горами тот час, когда к профессии садовода, ово­щевода, полевода, животновода, паха­ря и оператора машинного доения вернутся почет и уважение.

На протяжении 5 лет работает детское объединение «Берегиня», ориентированное на подготовку обучающихся к труду в сельскохозяйственном производстве с различными формами собственности (фермерское хозяйство, крестьянская усадьба, арендные хозяйства и др.). В программе отражены традиции сельского уклада жизни. Обучающиеся  учатся составлению схем севооборота, выращиванию сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур, сбору урожая, переработке фруктов и овощей. Часть опытов дети делают  в домашних условиях, дачных участках, личных подсобных хозяйствах, а некоторые – в крестьянско-фермерских хозяйствах своих родителей. Взаимодействие с местными крестьянско-фермерскими хозяйствами дает возможность обучающимся применять на производственных полях теоретические знания, воспитывает уважение к крестьянскому труду.

     Тесная связь со школами дает нам возможность улучшить качества подготовки     детей к жизни и труду в условиях сельской местности. Именно здесь успешно и органично решаются вопросы профильного и профессионального обучения и не менее важная задача социального характера - создание ученических рабочих мест на базе школьных учебно-опытных участков.

      Школы района не имеют в собственности землю и технику для ее обработки. Поэтому на их базе созданы сезонные ученические бригады. Работа в таких бригадах проводится на основании договора с хозяйствами.

      Наряду с ученическими бригадами в районе активно работают трудовые объединения школьников. В школах имеются учебно-опытные участки, на которых учащиеся активно трудятся, выращивая овощи и зелень для школьной столовой, осуществляя постановку опытов по изучению с/х растений и особенностям их возделывания.

        В школах Павловского района ведется профессиональная подготовка учащихся по специальностям: «Тракторист - машинист категории «В», «С», «Е», «Водитель категории «В», «С»,   с   выдачей   свидетельства   государственного   образца)).   Так овладевают профессией тракториста учащиеся: МКОУ Лосевской СОШ № 2 - 15 чел., МКОУ Покровской СОШ - 2 чел., МКОУ Александровской СОШ - 3 чел., МКОУ Красно-октябрьской СОШ - 12 чел.,        МКОУ А-Донской СОШ - 4 чел.

      Получают удостоверения водителя категории «С» учащиеся МБОУ Лосевской СОШ № 1-24 чел., МБОУ Воронцовской СОШ - 29 чел.

     Так учащиеся городских школ по договору с ГНУ Воронежская опытная станция по многолетним травам Всероссийского НИИ кормов им. Вильямся проводят видовые и сортовые прополки кормовых и злаковых растений.

      Учащиеся сельских школ по договору с сельхозартелями и фермерскими хозяйствами участвуют в уборке урожая, в качестве помощников комбайнеров.

          Овощеводством занимаются школьники МКОУ Елизаветовской СОШ, МКОУ Петровской СОШ, МКОУ Красно-октябрьской СОШ, МКОУ Песковской ООШ.

     Ухаживают за садовыми культурами учащиеся МКОУ Песковской ООШ, МКОУ Красно-октябрьской СОШ, МКОУ Елизаветовской СОШ.

     Цветочно-декоративным озеленением школ и населенных пунктов занимаются дети МКОУ Гаврильской СОШ, МКОУ Лосевской СОШ №  2, МБОУ Воронцовской СОШ, МКОУ Красно-октябрьской СОШ.

     Юные полеводы работают в МКОУ Гаврильской СОШ, МКОУ Александровской СОШ, МКОУ Б.Казинской СОШ.

     На базе МКОУ Гранской ООШ, МКОУ Ерышевской ООШ, МБОУ Воронцовской СОШ работают бригады лесничих.

      В  процессе  такой  работы  у  ребят формируется  устойчивая  любовь  к земле, пробуждается желание испытать свои силы в творческом труде.

     Педагогическая   ценность   этой   работы  состоит   в  том,   чтобы   практически и психологически подготовить учеников к творческому труду в сельском хозяйстве.

Категория: Статьи, доклады. | Добавил: СЮН (07.02.2017)
Просмотров: 957 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz